Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога или «Кругобайкалка» (сокращённо КБЖД) — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато. В настоящее время входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги. Отсчёт километров на Кругобайкалке традиционно ведётся от станции Иркутск Cортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. При этом станция Байкал находится на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка-2 — на 161 км.

Кругобайкальская железная дорога проложена вдоль южного берега озера Байкал. Эта – последнее, по времени постройки, звено Великого Сибирского пути. Проложена она по берегу озера Байкал, огибая его южную часть. По трудности работ и характеру местности железнодорожный путь условно разделен на два участка: западный и восточный. Западный участок пролегает у подножия горного отрога Саянского хребта, подошедшего вплотную к Байкалу и образовавшего очень крутой склон, местами совершенно отвесно уходящий на значительную глубину в озеро, изрезанный крутыми лощинами, расщелинами и трещинами, с отдельно выступающими обрывистыми скалами, нагромождениями каменных глыб и обломков утесов и вдающимися в озеро многочисленными мысами. Восточный же участок дороги проходит по местности более мягкого характера, но зато более богатой болотистыми, таежными местами и пересечениями значительных рек. По количеству инженерных сооружений КБЖД не знает себе равных в России. 39 тоннелей (длиной от 778 до 31 метра), 16 отдельно стоящих и 39 пристроенных к тоннелям галерей, 470 мостов, виадуков и водопропускных труб, около 280-ти подпорных стенок.

Строительство КБЖД

КБЖД построена в начале XX за два периода – первый путь был проложен в 1901–1905, второй – в 1911–1915. В 1904 на дороге произошло 3 знаменательных события: с 4 по 7 сентября министр путей сообщения М. И. Хилков в сопровождении специалистов совершает поездку на «первом пробном поезде» от станции Култук до станции Байкал; 13 сентября на станции Маритуй (у Киркирейского тоннеля) в присутствии начальника Забайкальской железной дороги А. А. Свентицкого, начальника Сибирской железной дороги В. М. Павловского, начальника строительства КБЖД Б.У. Савримовича, а также инженеров, техников и рабочих состоялась торжественная стыковка уложенных рельсов, сомкнувших Великий Сибирский железнодорожный путь – министр путей сообщения М. И. Хилков забил символический «Золотой костыль»; на следующий день, 14 сентября, министр подписал приказ, разрешающий открыть временное движение рабочих поездов. Спустя год, 16 октября 1905, западный участок КБЖД Байкал –Слюдянка был передан в постоянную эксплуатацию и открыт для сквозного движения поездов. Этот день является официальной датой рождения Кругобайкальской железной дороги.

Ввиду громадных технических трудностей, колоссальных физических и финансовых затрат КБЖД заняла исключительное место между железными дорогами России. Для изысканий, проектирования и руководства строительством привлекались опытные, лучшие инженеры страны. В сооружении объектов участвовали как российские мастера, рабочие, так и иностранные подданные: итальянцы, албанцы, греки, турки, австрийцы, японцы, китайцы и др. Также по разрешению правительства к работам допускались каторжане и ссыльнопоселенцы. На долю строителей КБЖД выпали многие испытания – суровый сибирский климат, неустроенность быта и тяжелейший физический труд в особых геологических условиях местности усугублялись задержками в снабжении строительными материалами и продуктами питания. «Путем огромных денежных затрат и крайнего напряжения рабочего и административного персонала удалось преодолеть все эти трудности», – писал в отчете начальник работ, инженер путей сообщения К. Симберг.

История КБЖД в первой половине прошлого века была довольно интересной – на ней разворачивались боевые действия в годы гражданской войны; дорога представляла собой стратегический объект и с 1930-х по 1950-е охранялась и контролировалась войсками НКВД; на пределе сил «трудилась» в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн, когда по Транссибу осуществлялась переброска войск и военных грузов. Но все же горный характер рельефа негативно сказывался на эксплуатации полотна. КБЖД была самым опасным участком Транссиба – вследствие обвалов горных пород, селей, паводков – с одной стороны, и разрушительного действия озера (изменяющегося уровня воды, волн, надвигов льда) – с другой. Поэтому, учитывая 3 важнейших обстоятельства – особенности природы, передвижение воинских грузов и поездов (габариты тоннелей не позволяли перевозить негабаритную военную технику), и, конечно, строительство Иркутской ГЭС – в конце 1930-х, было принято решение о строительстве в долине р. Олхи дублирующей дороги Иркутск – Слюдянка. Первый ее путь был введен в эксплуатацию в январе 1949, второй – в мае 1956. В ноябре 1956, в связи с запуском Иркутской ГЭС, железнодорожное полотно от станции Иркутск до порта Байкал оказалось под водой. К тому времени, с июля 1956, поезда уже ходили по новому, олхинскому направлению, по которому курсируют и по сей день. Так западный участок КБЖД (от ст. Слюдянка до ст. Байкал) превратился в тупиковую ветку, по которой с того времени практически не осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, а восточный (от ст. Слюдянка до ст. Танхой)остался в составе главного хода. Это событие стало переломным в судьбе КБЖД. Разбирается один путь с нагорной стороны (первый при строительстве). Съезжают, переводятся на другие участки дороги служащие. Ликвидируются станция Хвойная, 4 блок-поста, школы, детские сады, магазины, медпункты, клубы. Перевозятся или разбираются на дрова большинство путевых построек.

Кругобайкальская железная дорога

Сегодня КБЖД представляет собой 94-километровую железнодорожную ветку – от станции Байкал до станции Слюдянка, с 72 по 166-й км бывшей дороги. Расположена она в Прибайкальском национальном парке на берегу озера Байкал, в 1996 признанного ЮНЕСКО объектом всемирного природного наследия. Официально у дороги три собственных охранных статуса. В 1980 участок КБЖД от ст. Байкал до ст. Култук был взят Иркутским облисполкомом под государственную охрану, как памятник истории, науки, техники и культуры местного значения, а в 1982 он был объявлен историко-культурной и ландшафтной заповедной территорией. Позже, в 1995, Указом Президента России участок КБЖД Байкал – Слюдянка был включен в перечень объектов исторического и культурного общероссийского значения как памятник архитектуры и градостроительства.

В состав комплекса Кругобайкальской железной дороги входит 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 археологических и 46 природных и ландшафтных памятников.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск : Сиб. книга, 2011. — 594 с.

Содержание