Капитаны ледокола

Лазо Георгий Васильевич

lasoРодился в Иркутске 17 июня 1914 года. С восьми лет Георгий Василевич пошёл учиться в школу. В 30-ых годах окончил семилетку. Дальше Георгий Васильевич хотел поступать в один из техникумов, работающих тогда в Иркутске. Подавал заявление в политехнический техникум и железнодорожный. Принят не был. Тогда он приехал обратно в Листвянку и пошёл на пристань. Его послали в матросы. Там его, к счастью,  взяли. Было ему всего 16 лет. Он согласился, хотя ни мать, ни братья этого не знали. Питание там было нормальное, была спецодежда. После этого он ушёл в рейс.

Потом закончил школу и курсы капитанов. Присвоили звание капитана. В 1936 году взяли во флот во Владивостке. Прослужил там два года. В 1939 году поставили на»Дзержинск», капитаном. В 1941 перевели помощником капитана на ледокол «Ангара». И уже в 1942 году стал капитаном на «Ангаре». После 1953 года «Ангара» нуждалась в капитальном ремонте, Лазо руководил подъёмом на стапель. Ремонт шёл очень долго, и не дождавшись работы, Георгий Васильевич ушёл. Далее судьба занесла Георгия Васильевича на пароход «Клары Цёткин»» где он проработал один год.

В 1959 году Лазо поставили капитаном-наставником порта «Байкал». Там он проработал 10 лет. В 1969 поставили капитаном порта. На этой должности он проработал 15 лет. С 1984 года он был капитаном-девиатором до 1998 г. После 98 г. уволился. В сумме трудовой стаж Георгия Васильевича составляет 68 лет в порту «Байкал».

Стасюк Дмитрий Александрович, Стасюк Виктор Дмитриевич

stas2Cтасюк Дмитрий Алексеевич родился в 1893 году в Иркутске. Всю свою жизнь он работал на пароходах, начиная с 14 лет. С 1931 по 1938 год проработал на ледоколе «Ангара», был главным механиком.

Учился 2 года в сельско-приходской школе. Образование: 2 класса при Листвянской церкви. Когда Дмитрию Алексеевичу не было ещё и 14 лет, он устроился на верфь «Ярославского». Работал в мастерской слесарем, токарем, литейщиком. В 1923 году уехал на всесоюзную выставку в Москву, как представитель от судоверфи Листвянки.

В 1929 году уволился. Вскоре его бывший капитан Трубитин ушёл из пароходства, он пригласил его на Ангару. 28 июля Ангара села на мель у мыса Орловский. В 30-ые годы будучи в молодости Виктор Дмитриевич, сын Дмитрия Алексеевича, и другие мальчишки вытаскивали ледокол вручную.
Пригласили на Ангару в 1931 году (Ангара пока была в ремонте). В 1931 году был как старший механик.

В 1938 году 15 мая на верфь пришёл посыльный с конторы и забрал Дмитрия Алексеевича с собой в город. В Иркутске работала знакомая бухгалтер, через неё Дмитрий Алексеевич передал домой записку, примерно такого содержания: «Нюта (жена, родилась в 1898 умерла в 1960 году.), меня арестовали, обратись к Кириллу Васильевичу (главный диспетчер порта Байкал), получи зарплату». Подпись. 16-17 мая жена и сын Дмитрия Алексеевича Виктор поехали в Тюрьму передать кое-какие вещи. Когда подошли к окну передачи, там сказали что Стасюк выбыл. Без отца осталось 5 человек.

9 июня 1938 года Стасюк Виктор Дмитриевич (родился в 1923 году) пошёл наниматься на работу в порт «Байкал» (ему не было ещё 15 лет). Учился он тогда в 8 классе Иркутской 26 школы. Пошёл он вместе со своим товарищём из 4 класса. Виктор написал заявления себе и другу. Когда принесли заявления начальнику порта Шевченко, он сказал, что того парнишку берёт, а врага народа, т. е. Виктора брать не может. Мальчик выбежал из кабинета и заплакал. Помогли ему двое проходящих мимо – это были капитан Шиновалов и механик Чепунов. Они попросили у мальчика заявление и сказали чтобы он никуда не убегал пока, и сами зашли в кабинет к начальнику. Через некоторое время выходят с подписанным заявлением, с условием не работать в ночь.

Виктор Дмитриевич попал на пароход «Воронин». Всего в пароходстве проработал с 9 июня 1938 года до 1965 г., т. е. около 23 лет. Но был и перерыв в 1953 году, когда его отправили на север, механиком парохода. Виктор Дмитриевич задался целью попытаться найти своего отца. Рассказывает: «Как-то в Магадане, когда сдавал вещи в камеру хранения, сказали, что фамилия уже где-то встречалась». У Виктора Дмитриевича появилась надежда. В 1956 году домой пришли документы, в которых отец признавал себя виновным.

Даже в Советской молодёжи нашли статью о Дмитрии Алексеевиче, о его деле. По делу было видно, что он приговорён к высшей мере наказания (ВМН). Мать Виктора Дмитриевича стала звонить в город, узнавать на счёт статьи (на Литвинова, 17). Сказали, что можно познакомиться с делом. Все собрались в Иркутск. В деле нашли ордер на арест, подписанный прокурором Иркутской области, от 13 мая, справки 22 мая о чистосердечном признании, где даже подпись стояла не его. В деле говорится, что во время гражданской войны, Дмитрий Алексеевич служил у белых. В 1957 году Иркутский областной суд его реабилитировал.
В 1959 году Виктор Дмитриевич работал механиком на Ангаре. Проработал механиком до 1963 г. После 63 по 65 гг. работал на верфи. В 1983 году под его наблюдением было 13 судов (из них пароходы: Верещагин, Титов, Мятежный, Д. Донской, Черский и др.). Всю работу обеспечивал Виктор Дмитриевич. Потом ушёл на пенсию.

Поносенко Тамара Ивановна

pon_3Единственная женщина, которая работала рулевой на Байкале. Родилась в Листвянке в семье рабочих. Мама была домохозяйкой, отец был слесарем, потом механиком на пароходе «Комсомолец». Тамара Ивановна училась в начальной школе. Закончила пять классов. Когда началась война, она перешла в 6 класс. Потом пошла на судоверфь. Работала в литейной мастерской. Там её отправили работать матросом на пароходе «Трудящийся».

Проработала там недолго и в 1942 году опять была послана работать в порт. Между смен, когда Тамара Ивановна работала матросом, она поднималась в рулевую рубку и училась рулить. Через несколько лет она была взята на «Трудящийся» рулевой. Работала там с 1943 по 1945 годы. Пароход «Трудящийся» был маленьким судном, а Тамара Ивановна мечтала работать рулевой на большом, такой как ледокол «Ангара».

В 1945 году пошла в отдел кадров. Ей предложили место матроса на «Ангаре». Тамара Ивановна понимала, что отказываться от мечты нельзя и согласилась. На ледоколе «Ангара» был глуповатый рулевой и через некоторое время сбывается мечта. Первым её рейсом в должности рулевой стала отбуксировка разных судов в порту «Танхой». Проработала рулевой на «Ангаре» с 1945 по 1948 год. Приходилось работать по сложному графику: четыре часа на вахте, восемь – отдых и опять сначала, очередные загрузки, разгрузки, ночью приходилось идти по компасу…

Потом вышла замуж и сошла на берег. Свою судьбу встретила на л/к «Ангара». Оба были рулевыми. Её муж – Поносенко Василий Ифимович.
Дальнейшая жизнь Тамары Ивановны сложилась опять же на Байкале. Выучилась на радиста, работала радистом на «Суворове» и других параходах. В 60-е годы была радистом и на «Ангаре».

 

Содержание